Михаил затронул важную тему
самостоятельности слепоглухих. Маленькому ребенку нужна опека и помощь
взрослых. Дети быстро привыкают к постоянному контролю и заботе, их обычно и
хвалят за послушание. Привыкают к такому образу жизни и взрослые. Не все из них
замечают, что ребенок вырос, может и должен многое делать сам. Даже если он
инвалид. Да, порой заласканным в семье «невезунчикам» не хватает желания, силы
воли, умений в преодолении своей инфантильности. Верно, что помощь взрослым
слепоглухим нужна, в основном техническая, как врачу или директору. Но
директора ведь слушаются, а слепоглухих часто не слушаются, считают людьми
неполноценными, слишком больными, малознающими и неопытными.
Тяжело, когда родные не только
заботливы, но и властны, даже деспотичны. С такими людьми спорить, тем более,
бороться за свою самостоятельность – себе дороже. У Михаила именно такой
случай. Он не один – вместе с женой, уже и ребенок есть – и не могут убедить
близких дать им побольше свободы! Тут призывами к самостоятельности проблема не
решится.
Близкие тоже должны понять своих
взрослых детей, пойти им навстречу. Чем раньше слепоглухой овладеет житейскими
навыками, тем легче ему будет жить. Послушный ребенок удобен родным, но надо
подумать о его будущем. В ответ на деспотичную заботу у слепоглухих возникает
бунт, конфликт. И правильный выход тут для родных – уступить, дать возможность
детям проявить самостоятельность. Не надо слишком за них бояться. Страшнее
будет их беспомощность. Мудрость близких должна стать сильнее их
недальновидности. Надо иметь мужество смотреть в будущее и сознавать, что без
собственной самостоятельности и приспособленности к жизни ребенок может рано
погибнуть. Надо приучать его к домашним делам, к самообслуживанию, помогать
ненавязчиво, лишь страхуя от опасностей. Должно быть уважение к личности
слепоглухого, такт, доверие. Вот тогда, совместными усилиями, удастся решить
эту мучительную проблему.